Развитие

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкоймоторикой рукЭто ловкость пальцев и кистей рукскоординированность их движенийО развитии мелких движений пальцев можно судитьнаблюдая за темкак ребенок рисует или закрашивает детали рисункаЕсли он постоянно поворачивает листне может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кистизначитуровень развития мелкой моторики недостаточный.

Тест на развитие графического навыка [1]
Ребенку дают листок бумаги в клеточкуна котором предварительно взрослый (педагог или родительпишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементовдва больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчкиОценка результатов теста проводится по 6 параметрампо каждому из которых выставляется 1 или 0 балловзатем баллы складываются.

Оценка результатов теста
Баллы

1Характер линий ровныйпрямойнажим ровный – 1неровнаядрожащаядвойнаяискривленная – 0.
2Размер элементов соответствует эталону – 1не соответствует эталону – 0.
3Форма элементов соответствует эталону – 1не соответствует эталону – 0.
4Наклон соответствует эталону – 1не соответствует эталону – 0.
5Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1значительное – 0.
6Последовательность элементовправильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 65 балловговорит о томчто графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 43 балла– у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движенийнеобходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыкакоторые развиты слабо.
Результат 20 баллов– графический навык развит очень слабовозможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1низкий темп письма;
2быстрая утомляемость при письме;
3неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмотрудности в написании овалов;
5слишком сильный нажим;
6трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7несоблюдение размера графических элементов;
8несоблюдение наклона письма;
9большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10нежелание выполнять письменные упражнения.
Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражненийОсновным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев руктеформирование функциональной (физиологическойготовности к графической деятельности письма.
Для развития графического навыка следует использовать:
• графический диктант;
• рисование линийпрямые дорожкифигурные дорожки;
• рисованиепо точкампо контурампо клеточкам;
• выполнение штриховокс различным направлением движения рукисилуэтных штриховок.
Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
• пальчиковую гимнастику;