В чем польза мелкой моторики и зачем нужно развивать подобный навык у детей? Моторика рук, прежде всего, влияет на ловкость пальчиков, точность и координацию всех движений. Кроме того, центры головного мозга, отвечающие за речь и движение, находятся очень близко друг к другу, поэтому развивая один навык, мы положительно влияем и на другой.
Для занятия с ребенком не нужно приглашать квалифицированных специалистов или бегать по врачам: при помощи особых упражнений и подручных средств, родители смогут сделать все самостоятельно в домашних условиях.
Проводить такие занятия/игры рекомендуется уже с раннего возраста, но иногда малыши развиваются в этом плане и без посторонней помощи, например, когда трогают мелкие предметы, играют с конструктором и т.д.
Уделять по 5-15 минут в день будет вполне достаточно.
Во время каждого упражнения старайтесь задействовать обе руки: сначала работаем правой, затем меняем ее на левую.
1. Самые простые и доступные упражнения, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни:
- застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молний и прочих застежек на одежде;
- завязывание-развязывание шнурков, лент, узелков и т.д.;
- закрывание-открывание крышек у банок, бутылок
2. Возьмите 2-3 одинаковые емкости (стаканы, чашки, баночки, тарелки и др.) и в каждую из них засыпьте по одному разному наполнителю. Можно использовать крупу, бусины, бобовые культуры, сахарный песок, камушки, различные мелкие предметы – то, что есть под рукой. Закрыв глаза, ребенок должен опустить руку в емкость, изучить и отгадать ее содержимое.
3. В небольшой емкости смешайте 2-3 разных наполнителя, желательно средних по размеру (к примеру горох и макароны, камушки и кофейные зерна). Задача ребенка – перебрать и разложить по отдельности все составляющие.
4. Собирание мозаики, игры с конструктором, лепка из пластилина/глины/соленого теста (буквы, цифры, геометрические фигуры) – очень увлекательные и полезные занятия для ребенка. Кстати, слепленные фигурки можно использовать для отдельных упражнений: на ощупь (с закрытыми глазами) ребенок должен отгадать цифру/букву по ее форме. При этом можно использовать только одну руку и периодически менять их.
5. Вместе с ребенком вырезайте из белой бумаги небольшие фигурки (снежинки, геометрические фигуры, елка, звезды и т.д.), а затем аккуратно раскрасьте их фломастерами или карандашами. Приветствуется наличие у фигурки различных деталей, которые можно закрасить несколькими цветами.
Если боитесь давать ребенку в руки ножницы, то воспользуйтесь книжками-раскрасками. С детками школьного возраста можно заниматься оригами, квиллингом, делать картины/открытки из бумаги и т.д.
6. Из множества мелких палочек или спичек нужно составить слово, цифру или контур какого-либо предмета.
7. Ребенок может заняться бисероплетением, нанизываем бусин на нитку. Это занятие больше подойдет девочкам, ведь из бисера можно сделать красивые фенечки, бусы.
8. Заполните ведро/тазик/кастрюлю песком и спрячьте в нем какой-нибудь предмет (катушка ниток, игрушка и др.). Дети должны найти эту вещь как можно быстрее, не высыпав содержимое.
9. Лепка также рекомендуется для развития мелкой моторики малышей. Приготовить соленое тесто для лепки детям не составит труда.
Грудные дети, которым пока не под силу выполнить подобные упражнения, могут тискать игрушки со специальным наполнителем (мелкие крупинки) и катать шарики по полу. Такие игрушки вы можете сделать самостоятельно: сшить кусочки ткани, набить синтепоном, а в качестве наполнителя использовать крупы, бисер и т.д.
На сайте Анатомия Сна можно купить латексные матрасы в Красноярске по привлекательной цене. В ассортименте большое количество матрасов разных брендов.