Этническая достоверность, характерная для нарядов костюмированного бала 1903 года, уже не удовлетворяла многих русских художников. Через год Сергей Маковский жаловался: мы влюбились в народное искусство, забыв о том, что восстановление народных мотивов само по себе не конец, но эти мотивы — материал, который нужно использовать в создании стиля, соответствующего условиям европейской культуры.
Именно ощущение, что русское искусство должно сделать вклад в европейскую культуру, и стало основополагающим для нового художественного течения в России. См. Новости образования – ГОУ Детская Музыкальная Школа №86 в Олимпийской Деревне (г. Москва) по ссылке: dmsh86.ru.
История и культура – зарождение балета
В 1889 году группа студентов, критически относящихся к окружающей действительности, образовала клуб под названием «Невские пиквикианцы». По словам Александра Бенуа, одного из его основателей, они выступали и против русской грубости и против декоративного самодовольства, которым любили щеголять большинство русских. Бенуа и его сторонники отбрасывали популистскую дидактику, доминировавшую в русском искусстве 1870–1880-х годов, и пытались возродить идею «искусства ради искусства».
В своих мемуарах Бенуа писал, что каждый из участников имел свои симпатии, поэтому они были далеки от какой-либо доктрины. Этот эклектизм благоприятствовал повороту к модернизму в европейских искусстве, литературе, живописи, графике и театральном дизайне. Чтобы достичь своей амбициозной цели, художники решили возродить традиции западноевропейского искусства в России и провели ряд выставок, которые демонстрировали одновременно и европейское, и русское искусство, в частности русское искусство XVIII века.
Конец XIX века
В 1898 году на средства Саввы Морозова, богатого промышленного магната, и княгини Марии Тенишевой, сыгравшей важную роль в возрождении женского рукоделия, молодые художники основали собственный журнал, который назвали «Мир искусства». В журнале печатались статьи о последних европейских веяниях и об искусстве в России. Прекрасные иллюстрации знакомили русскую публику с ар-нуво и символизмом. Хотя «Мир искусства» прекратил выходить уже в 1904 году, он стал образцом, которому следовали другие художественные журналы.
Вместо того чтобы просто пересказать сказку или легенду, художники «Русских балетов», находившиеся под сильным влиянием символизма, использовали балетную постановку как интерпретацию этих сказок и искали в них более серьезный смысл. Дягилев и его соратники брали к постановке истории, глубинное значение которых находило бы отклик и у современных художников, и у аудитории. «Эмоциональное наполнение» этих сюжетов — старинных историй любви и смерти, страсти и долга, свободы и угнетения — объединяло древних и современных людей в универсальном человеческом поиске смысла жизни.