«Один, два, три, четыре, пять…» каждый из нас должен знать эти цифры наизусть и уметь обращаться с ними. Простой человек не может обойтись без них в повседневной жизни: и дома и на работе мы всегда что-то считаем и вычисляем. А вот как помочь ребенку справиться с этой задачей и научить его считать?
Всем без исключения нужна математика. Вот и деток нужно учить считать как можно раньше, чтобы подготовить к школе и дальнейшей жизни, а также развивать мозг и соответственно интеллект.
Как правильно научить ребенка считать?
Очень часто родители сталкиваются с тем, что малыш совсем не понимает «почему после 4 идет 5, а не 6», «почему после 10 поставили 11» и т.д.. Он может запомнить все десять основных цифр, но каждый раз путать их порядок, менять местами или делать пропуски. В таких ситуациях не нужно отчаиваться, а превратить процесс обучения в увлекательную игру.
Помните, что детям свойственно обращать внимание только на то, что им самим интересно, а упреки и наставления родителей не приведут ни к чему хорошему.
Во-первых, старайтесь заниматься упражнениями на счет не только дома и почаще меняйте обстановку. Например, гуляя в парке, попросите кроху сосчитать количество лепестков на цветке, лужи на дороге, лавочки и т.д. (главное, чтобы этих предметов не было слишком много). Этими элементарными вещами можно заниматься в автобусе, в очереди, во время готовки, в магазине, на улице и т.д.
Во-вторых, не увеличивайте продолжительность занятия, даже когда малыш хорошо усваивает и понимает материал. Лучше сделать несколько подходов в течение дня, чем мучить кроху несколько часов подряд.
В-третьих, хвалите ребенка даже за небольшие успехи. Похвала – прекрасный стимул к дальнейшему развитию.
В-четвертых, возвращайтесь к пройденному материалу. Время от времени нужно повторять все с самого начала, а затем переходить к новой теме.
Упражнение 1
Периодически устраивайте небольшие расспросы:
«На столе лежит 1 банан. А ты сколько видишь?», «У меня 2 руки. А у тебя сколько рук?», «У машины 4 колеса. А ты как думаешь?» и т.д. Сначала даете свой вариант, а уж затем обращаетесь к ребенку.
Задавайте самые простые вопросы, чтобы малыш мог тут же ответить на них, и не используйте цифры, с которым он пока еще не знаком. Также нужно сравнивать большие и маленькие предметы: например, шкаф и стул, велосипед и автобус, кастрюлю и стакан и т.д.
Упражнение 2
Здесь вам понадобятся специальные математические карточки. Из белого картона или бумаги вырежьте небольшие квадраты и приклейте на каждый из них несколько ярких красных кружков, сделанных из цветной бумаги (можно нарисовать маркером).
Показывайте их малышу в порядке возрастания: карточка с одной точкой, затем с двумя, тремя и т.д. Когда он запомнит и научится различать их, попробуйте изменить порядок. Сначала карточки можно просто быстро показывать и называть вслух, а затем просить ребенка повторять вместе с вами и считать общее количество точек. Это также упражнение на развитие внимания.
Вместо красных кружочков можно использовать другие геометрические фигуры, например, нарисовать на одном листе 3 зеленых квадрата и 4 синих треугольника. Если не хочется возиться с карточками, используйте цветные палочки/кубики или другие небольшие, но яркие предметы.
На первом этапе вы должны показать ребенку «много» и «мало», «больше» и «меньше» на обычных карточках с фигурками. Как только этот материал усвоится, можно переходить к самим цифрам.
Упражнение 3
Подготовьте несколько карточек, на каждой из которых будет записан математический пример:
5+5=
3+6=
10-4=
2+8=
И так далее. Главное не вписывать рядом похожие предметы, чтобы малыш считал, а не списывал похожий ответ.
Можно сделать похожее упражнение:
5=3+2 = 3+1+1
10=7+3 = 7+2+1
8=4+2+1+1
Есть специальные задания в виде раскрасок, где на каждом предмете записан свой математический пример, правильный ответ которого соответствует тому или иному цвету. Чтобы правильно раскрасить картинку, нужно сначала решить все предложенные задачки. Обучите малыша простой детской считалочке.