В родном доме учат делать первые шаги. Здесь прививают полезные навыки и привычки. Знакомят со множеством вещей, предметов…Словом, готовят выйти в жизнь. Родители объясняют, что опасными бывают горячий чай, край стула, но им не приходит в голову, что бывают опасные буквы.
К сожалению, родители не учат родному языку или учат этому неправильно. Я знаю, что говорю. Видела на родительских собраниях со вкусом одетых мам и пап, видела опять-таки со вкусом обставленные квартиры, в которых жили мои ученики…И от этих же людей, которые, казалось, знают все, как надо, я слышала звОнит и лОжит, видела в тетрадях лЕмонад и кАлбаса…
Да, я согласна с вами, что учителя и должны всему научить.
Но ребенок приходит в школу, прожив на свете уже целых семь лет, в течение которых он много чего слышал, опасных букв в прямом и в переносном смысле усвоил много. И зачастую приходится его переучивать. А переучивать, равно, как и перевоспитывать, гораздо труднее. Иногда школа, видимо, даже бессильна: не было бы тогда безграмотных родителей и не было бы проблем с детьми.
Вообще-то я хочу предложить вам, уважаемые посетители моего сайта, подумать, как помочь детям (и себе – тоже!) приобретать навыки правильной устной и письменной речи. Нет, правила из учебника мы толковать не будем. Не будем и ничего зазубривать.
Попытаемся вместе найти какие-то интересные подходы к этим правилам, чтобы было легче и веселее их запоминать. Возможно ли такое? Думаю – да.
Перво-наперво надо научиться видеть опасные буквы в слове. В школе они называются орфограммами. А потом уже решать, как обезопасить себя от ошибки.
Уверена, что не каждый из вас сразу с ходу правильно напишет, например, слово интеллигенция. Это так называемое словарное слово, то есть оно не проверяемо никакими правилами. Конечно, можно как раз и заглянуть в этот самый словарь. Но он есть не в каждом доме и не в каждом офисе. Кстати, зря!
В нашем слове орфограмм, т.е. опасных мест, достаточно много: три гласных и одна согласная. Для ясности распишем его так:
ин – тел – ли – ген – ци – я
Да, можно вспомнить правило, что после ц пишется и (кроме веселого исключения цыган на цыпочках подошел к цыпленку и сказал: цыц!). Но оставим его для другого случая. Если идти таким путем, то захочется привести проверочное интеллект, и что тогда надо писать после л в нашем слове? То-то и оно!
Поступим проще: выпишем гласные из этого слова – напомню, опасных букв здесь целых три. Посмотрите, что получилось:
и – е – и – е – и
Сейчас я еще раз повторю слово, но добавлю в конце цифру 2. Она будет обозначать двойную л в слове – вы ведь не очень уверены, сколько их там требуется.
и – е – и – е – и – 2
Я думаю, что вот такое препарирование слова поможет запомнить его правильное написание.
Домашнее задание: предлагаю вам расправиться со словом аккумулятор. Как поступить здесь с опасными буквами?
А ребенку поручите придумать, почему слово лИмон пишется именно так.