Хорошая память – очень важный и полезный навык, который необходим даже детям. Запомнить важные правила, стихотворения, отрывки из книг, расписание уроков, алфавит, вспомнить дорогу домой, номер автобуса, изучать иностранные языки и т.д. – лишь малая область его успешного применения.
Какой будет толк от информации, если постоянно все забываешь и путаешься? Конечно же, никакой! Именно поэтому нужно усердно заниматься упражнениями для развития памяти детей.
Не подумайте, что придется мучить ребенка сложными задачками, примерами, заставлять зубрить книжки от корки до корки. Учиться и узнавать что-то новое можно даже в процессе игры, совмещая приятное с полезным. От такого способа обучения на развитие памяти не откажется ни один ребенок.
1. Возьмите какое-нибудь небольшое изображение (картинку/фотографию) и положите перед чадом на несколько секунд, а затем быстро уберите или переверните. Теперь ребенок без посторонней помощи и подсказок должен как можно подробнее описать все, что было там изображено. Чем больше названо предметов – тем лучше.
Через несколько занятий, можно попробовать воспроизвести картинку на чистом листе бумаги (нарисовать простым карандашом).
Также хороши игры вроде «Найди 10 отличий».
2. Разложите на поверхности несколько предметов (игрушки, скрепки, ручки, заколки и т.д.) и покажите их крохе на 20-30 секунд. После этого он должен отвернуться или закрыть глаза, а вы – быстренько поменять вещи местами (даже убрать одну из них). Задача ребенка – воспроизвести старый порядок и сказать, что изменилось.
В дальнейшем время на запоминание можно понемногу сокращать и добавлять новые предметы.
3. Из мелких предметов (скрепки, макароны, спички, палочки и др.) выложите на столе несколько букв, фигурок или цифр и покажите ребенку на несколько секунд, а затем спрячьте (накрыть полотенцем, листом бумаги и т.д.). Нужно вспомнить их расположение, количество, использованные материалы, сами фигуры, воспроизвести композицию с помощью подручных средств.
4. Покажите ребенку одну из 5-10 практически одинаковых карточек, которые отличаются друг от друга лишь небольшими деталями, цветом и т.д., и дайте внимательно изучить. Через некоторое время заберите ее и смешайте с остальными. Среди всех карточек малыш должен найти именно свою.
Усложнить упражнение можно, если добавить новые карточки, сократить время на изучение.
5. Такая игра пойдет намного веселее, если привлечь целую группу детей. Каждый игрок по очереди называет предмет, а другой должен его повторить и назвать свой. Например:
1 игрок – я купил в магазине купальник;
2 игрок – я купил в магазине купальник и мячик;
3 игрок – я купил в магазине купальник, мячик и тапочки;
4 игрок – я купил в магазине купальник, мячик, тапочки и шорты и т.д.
6. Во время или после прогулки расспрашивайте ребенка: «сколько проехало машин», «какого цвета была вывеска» и т.д.
Это, конечно же, неполный список игр-упражнений для детей на развитие памяти: его можно запросто дополнить и добавить новых заданий. Главное, чтобы самому ребенку нравились такие занятия!