Думаете, что чистое произношение и грамотная речь у детей это подарок судьбы или дар свыше? Спешим вас разочаровать: все это результат многочисленных занятий и «тренировок» с малышом, подготовкой его к взрослой жизни и предоставление должного внимания. Не надейтесь, что карапуз будет развиваться и узнавать все необходимое, только благодаря телевизионным программам, мультфильмам и детским книжкам – больший вклад в это дело должны внести сами родители.
Проблема развития речи знакома многим мамам и папам: ребенок плохо выговаривает отдельные буквы/слоги, затрудняется в произношении длинных слов, часто запинается или сбивается, не может четко выразить мысль, а его словарный запас обогащается с трудом. Мы часто закрываем на это глаза, мол, ребенок маленький и еще только начинает произносить первые слова, а вот подрастет – станет умнее, будет учиться на своих ошибках и все наладится! Если бы все так и было… развитием речи нужно заниматься еще в раннем возрасте, а не пускать это дело на самотек, чтобы в будущем у ребенка не было никаких проблем.
Игры для развития речи дошкольников и малышей нужно подбирать в соответствии с возрастом: для грудных деток – пальчиковые игры, для карапузов постарше – специальные игры на чтение и произношение. Дети, готовящиеся к поступлению в школу, могут заучивать простые стишки и скороговорки, отрывки из детских книжек.
Противоположности
В эту игру может играть любое количество человек. Ведущий должен назвать одно слово, а игроки подобрать этому слову пару-антоним (с противоположным значением).
Например: жара – мороз, зима – лето, кидать – ловить, кошка – мышка, небо – земля, гладкий – пушистый, луна – солнце и т.д.
Выбирайте только те слова, к которым можно легко подобрать пару, чтобы малыши не мучились в догадках.
Продолжи предложение
Цель этого задания – придумать концовку для каждого предложения. Ведущий называет начало фразы, а игроки предоставляют свои варианты концовок (их может быть сколько угодно).
Например:
- Мама сделала вкусное варенье из …. (черника, яблоки, смородина, груши).
- У нашей кошки родились маленькие … (котята).
- Мой брат ходит в … (детский сад, школу, на работу).
- Зимой на улице можно … (лепить снеговика, кататься с горки, ходить на каток).
- Мы возьмем с собой на пляж … (купальник, солнечные очки, панамку)
Даже идя с ребенком по улице можно на ходу придумывать такие предложения.
Найди рифму
Ведущий называет слово или небольшое словосочетание, а игроки должны подобрать к нему как можно больше рифм.
Например: море – горе, поле; локон – кокон, ириска – сосиска. Если дети затрудняются с ответом, можно давать небольшие подсказки.
Угадай картинку
Для этой игры вам понадобится набор карточек с изображениями различных предметов (животные, предметы обихода, мебель, продукты, инструменты и т.д.). Можно использовать карточки от детского лото либо сделать их самостоятельно (нарисовать, распечатать или вырезать изображение из старых книжек/журналов и приклеить его на плотный лист бумаги/картон).
Ведущий или один из игроков берет карточку, но не показывает ее остальным. Теперь он должен как можно подробнее описать нарисованный предмет, не произнося его название. Например: корова – ест траву, «гуляет» на лугу, дает молоко, есть рога и копыта, варенье – сладкое, можно сделать из ягод или фруктов, обычно едят с блинчиками, добавляют к мороженому, пьют с чаем.
Передать эстафету можно участнику, первым отгадавшим предмет, либо любому желающему.
Эти карточки можно использовать для следующей игры: не глядя, выберите 2 карточки и попросите детей составить предложение с использованием названий этих предметов.
Собери цепочку
Ведущий должен назвать предмет (можно использовать карточки), а участники дать ему характеристику.
Например: облако – белое, пушистое, воздушное, летает в небе; клубника – красная, вкусная, сладкая, растет в огороде.
Можно сделать наоборот: по характеристике подбирать слова.
Например, красный – светофор, клубника, мячик, помидор, мамино платье; растет на дереве – яблоки, груши, сливы, листья; умеет плавать – пингвины, собаки, рыбки.
Угадай кто
Ведущий должен произносить различные звуки, а участники угадать, кому именно оно принадлежит.
Например:
- Кто говорит «Муу-у-ууу-ууу-уу» – корова или бычок.
- Кто говорит «Кря-кря» – утка.
- Кто говорит «Кваа-кваа-ква» – лягушки.
- Кто говорит «Чух-чух-чух-чух» – поезд.
Как видите, это не обязательно должны быть только животные: можно использовать любые объекты.
Главное не использовать всегда одно и то же упражнение-игру: старайтесь разнообразить процесс обучения и время от времени занимайтесь в группах.
Чтобы подогреть интерес, можно начислять штрафные и призовые баллы, награждать победителя.