Пальчиковые игры для развития речи

Пальчиковые игры

Не многие молодые родители знают о том, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики: развивая одну область, мы положительно влияем и на другую.

Пальчиковые игры для развития речи будут особенно актуальны для грудных деток, которые еще не умеют говорить, а только гулят (произносят слоги, различные звуки), но уже могут самостоятельно двигаться и совершают свои первые шаги. Для них – это самый подходящий способ развития речи, ведь начинать нужно с малого. Также не забывайте поощрять любую двигательную активность своего карапуза, стремление взять все в ручки и потрогать.
Детям дошкольникам (кто уже умеет говорить) тоже подойдут подобные игры, но в сочетании с песенками, стишками, прибаутками или скороговорками.

Упражнения в любом возрасте нужно обязательно сопровождать каким-нибудь текстом, причем во втором случае его должны произносить и взрослые и малыши.

Дети до года могут тискать игрушки со специальным наполнителем, трогать различные поверхности (гладкий стол, пушистый ковер, шершавая щетка, холодное блюдце). Сойдут даже кусочки ткани разной фактуры и бумага, которую можно порвать на мелкие кусочки.

Детям старше года уже можно предложить поиграть с красками и пластилином. Если ребенок умеет держать кисточку, используйте обычные краски, мелки и цветные карандаши. Малышам предложите пальчиковые краски (пальчик нужно окунуть в краску и им же начать рисовать на бумаге). Играть с пластилином нужно только под присмотром взрослого!

Карапузы от 2-3 лет могут поиграть с пуговицами и бусинками (рассортировать по цвету, размеру), различными застежками, начать освоение ножниц (вырезать из бумаги, картона, ткани и пр.), делать поделки.
Собирание мозаики вызывает восторг у многих малышей. Тут важно найти мозаику с крупными кусочками, чтобы не мучить кроху. Пальчиковые игры будут актуальны даже у дошкольников, если их правильно приподнести.

Упражнение 1

Его нужно сопровождать небольшим стишком, где каждая строчка связана с определенным действием.

Положите руки перед собой и сожмите их в кулаки.
«Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять» – по очереди/вместе разогните каждый палец;
«Раз, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять» – по очереди согните каждый палец, чтобы снова получился кулачок.

Упражнение 2

Положите руки на стол ладонями вниз и под счет выполняйте разные движения:

На счет один – растопырить пальчики;
На счет два – соединить пальцы;
Три – сжать руку в кулак;
Четыре – разжать и поставить на ребро.
Можно использовать любые другие движения, например, добавить хлопки, потирание ладошек и пр.

Упражнение 3

Держите руки ладонями друг к другу и под счет (от одного до пяти) соединяйте по очереди каждый пальчик: мизинец парой руки с мизинцем левой руки, безымянный – с безымянным пальцем, средний – со средним и т.д.
В конце можно повторить упражнение наоборот (рассоединять пальчики).

Упражнение 4

ЛадушкиРуками можно изобразить животных. Пусть сначала взрослый поэтапно покажет, как именно нужно складывать пальчики, чтобы получить того или иного зверька.

Например: зайчик – поднимите средний и указательный пальцы, а остальные соединить; ежик – соединить руки ладонями друг к другу, перекрестить пальцы, поднять их вверх и растопырить.

Не забывайте про такие простые игры как «Ладушки» и «Сорока-белобока». Даже дома вы можете вместе с ребенком придумать много новых и интересных пальчиковых игр для развития речи.

Добавить комментарий